Функции классного руководителя в учреждениях CПO
Содержание деятельности классного руководителя или куратора учебной группы определяется его функциями как руководителя педагогического процесса в определенной группе студентов.
Основными аспектами воспитательной деятельности классного руководителя в соответствии с "Концептуальными подходами к созданию системы воспитания в учебных заведениях профессионального образования" являются:
- Создание благоприятных условий для развития личности.
- Содействие формированию учебной группы как коллектива.
- Ведение педагогически обоснованных наблюдений за обучающимися, их социальным окружением.
- Содействие социальному профессиональному становлению обучающихся.
- Организация и осуществление психологопедагогической профилактики.
- Взаимодействие с инженерно-педагогическими работниками учебного заведения, родителями, общественными институтами воспитания.
- Содействие в реализации индивидуальных планов воспитания, самовоспитания обучающихся.
В соответствии с концепцией Р.Х. Шакурова в управлении целесообразно выделить три уровня функций. К первому уровню относятся педагогические и социально-гуманитарные функции, которые Р.Х. Шакуров относит к группе целевых.
Традиционно среди педагогических функций преобладает функция воспитания студентов. Перед классным руководителем (куратором) стоит проблема интегрировать усилия всех педагогов, направленные на решение этой задачи.
Среди социально-гуманитарных функций, которые также являются целевыми функциями, приоритетной является социальная защита подростка от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды.
Под социальной зашитой в целом понимается целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практических социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических, медико-экологических и духовных мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного формирования, функционирования и развития подростков и молодежи, предотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства.
Реализация этой функции предполагает обеспечений условий для адекватного развития личности в существующих социально-экономических условиях. Деятельность классного руководителя (куратора) по социальной защите обучающихся (студентов) - это деятельность не только непосредственного исполнителя, но и координа-тора, помогающего подросткам и их родителям получить социальную поддержку и социальные услуги.
Социальная защита как функция классного руководителя - это в первую очередь комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие старшеклассников и формирование их индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям. Реализуя эту функцию, классный руководитель должен идти от острых сиюминутных ситуаций к опережению событий, опираясь на Точный прогноз, отводя от подростка те проблемы и трудности, которые перед ним могут встать.
Целесообразно рассматривать социальную защиту в деятельности классного руководителя в широком и узком смысле слова. Социальная защита в узком смысле слова - это деятельность классного руководителя, направленная на защиту подростков и молодежи, ока-завшихся в особо трудном положении: детей из многодетных семей, детей-инвалидов, сирот, беженцев и других, которые больше других нуждаются в экстренной социальной защите. В широком смысле слова - это социально-защитная работа со всеми обучающимися и их родителями в различных направлениях.
Объектом социальной защиты социальных гарантий являются все студенты учебной группы, не зависимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности.
В качестве критерия эффективности деятельности классного руководителя может служить реальная социальная защищенность каждого конкретного ученика или студента, которую можно оценить двумя видами показателей (объективными и субъективными). Объективные --это показатели соответствия социальных, материальных, духовно-культурных условий жизни подростка основным, принятым в современном обществе нормам питания, быта, отдыха, учебы, развития способности правовой защиты и т. д. В качестве субъективных можно принять показатели, характеризующие степень удовлетворенности или неудовлетворенности молодых людей их социальной защищенностью.
Таким образом, функции воспитания и социальной защиты подростков и молодежи вокруг которого строится вся система деятельности классного руководителя и наполняется соответствующим содержанием.
Для достижения поставленных целей воспитания и социальной защиты обучающихся классный руководитель должен решать ряд задач, связанных с формировавшем отношений студентов, со своими сверстниками в учебной группе (организация коллектива, его сплочение, активизация, развитие самоуправления). Эти задачи определяют социально-психологические функции, к которым относятся прежде всего организаторские.
Главное назначение классного руководителя- поддержка положительной инициативы студентов, связанной с совершенствованием жизни региона микросреды или СПО.
Классный руководитель организует разнообразную деятельность студентов: познавательную, трудовую , эстетическую, а также свободное общение студентов, являющихся частью досуга обучающихся.
В процессе работы с учебной группой немаловажную роль играет функция сплочения коллектива. При этом задача сплочения коллектива выступает не как самоцель, а как спо-соб достижения поставленных перед коллективом целей.
Одной из задач стоящих перед классным руководителем, является развитие ученического самоуправления.
Реализация диагностической функции предполагает: постоянное выявление классным руководителем исходного уровня и изменений в воспитанности обучающихся, она направлена на исследование личности и индивидуальности студента, их анализ, поиск причин неэффективности получаемых результатов и характеристику целостного педагогического процесса.
Реализуя диагностическую функцию, классный руководитель может преследовать двоякую цель: во-первых, прослеживать результативность своей деятельности, во-вторых, диагностировать сформированность социально значимых качеств личности.
Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с обучающимися выработку классным ру-ководителем целей воспитательной деятельности. В зависимости от возраста ребят и интеллектуального уровня, сформированности коллектива учебной группы доля участия классного руководителя в этом процессе будет изменяться.
В работе классного руководителя можно выделить, стратегические и тактические цели. Первые намечаются на определенный период. Они формулируются в виде прогнозируемого результата воспитательного процесса. Тактические цели предполагают обозначение ближней перспективы и прогнозируют результат конкретного воспитательного мероприятия, воздействия и т. д.
Логика целеполагания отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя. Цели воспитательной работы во многом определяют содержание планов классного руководителя. Планирование воспитательной работы - это помощь классного руководителя самому себе и коллективу учебной группы в рациональной организации деятельности. Назначение плана - упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.
Реализация функции контроля предполагает, с одной стороны, выявление положительных результатов, а с другой негативных результатов и причин имеющихся недостатков, а также возникающих проблем в процессе воспитания. На основе анализа результатов контроля осуществляется процесс коррекции деятельности классного руководителя с классом как в целом, с группой учащихся, так и с отдельными учениками. Коррекция - это всегда совместная деятельность классного руководителя и коллектива учебной группы в целом или отдельных учащихся (студентов). Систематически и грамотно реализуемая функция контроля и коррекции в деятельности классного руководителя (классного воспитателя, куратора) существенно повышает эффективность воспитательного процесса с молодежью.